Безрельсовый транспорт

Самые ранние упоминания о применении колёс относятся к середине IV тысячелетия до н.э. (Месопотамия). До этого в основном применялись волокуши из шестов.

На протяжение тысячелетий повозки не претерпели каких-либо качественных изменений. Они были массивными, крепкими, имели колёса диаметром 1,5-2,0 метра. Лишь в XV—XVII веках безрельсовый транспорт получил развитие. Кузов подвесили на ремнях, сиденья снабжались шарнирами, что позволяло их превращать в постель.

В конце XVII века стали применять металлические рессоры и хомут.

Но умами людей владело желание иметь самодвижущуюся (греческое «аутос» — «сам» и латинское «мобилис» — «подвижный»)повозку, не используя при этом лошадей в качестве «двигателя».

 

 

Паровые повозки

Первым практически  действовавшим паровым автомобилем считается «паровая телега» француза Никола-Жозефа Кюньо (1715—1804). Телегу изготовили в 1769 г. в мастерских парижского арсенала. 

С управлением телегой еле справлялись два человека. Перевозя до 3 т груза, телега передвигалась со скоростью пешехода — 2—4 км/ч.

 

 

Электромобиль

Электромобиль появился в 1838 г. в Англии      В качестве электроэнергии применялся постоянный ток, и использовались свинцовые аккумуляторы.

В 1900-1910 г.г. электромобили развивали рабочую скорость примерно 30 км в час, и запас хода при этом был до 100 км. После чего требовалась подзарядка аккумуляторных батарей, которая занимала практически всю ночь.

Аккумуляторные батареи того времени были тяжелы, больших размеров и занимали в связи с этим много места. Однако такой вид транспортных средств пользовался заслуженной популярностью.

Ведь электромобили были просты в управлении и обслуживании, были тихими при езде и не чувствительными к погодным условиям. Управление ими не требовало особой подготовки, так как для того, чтобы привести в движение электромобиль, требовалось нажать на педаль, а при езде вовремя поворачивать руль, придавая транспортному средству нужное направление. Рычагов и дополнительных педалей нет. Нет необходимости ни в топливе, ни в смазочном масле. А подзарядка аккумуляторных батарей хоть и занимала достаточно большое количество времени, но обходилась очень дёшево.

Конструкция электромобилей была и остаётся, конечно, значительно проще бензиновых, и бурное развитие электротехники в то время сулило перспективу их развитию и применению.

В этот период электромобили стали выпускаться серийно. Ими в то время занимались как отдельные известные изобретатели - такие, как, например, русский инженер Ипполит Романов, так и крупные фирмы: французская “Жанго”, английская “Берсей”, австрийская “Лорнер” и другие. Наиболее популярны электромобили были в Америке. Так, в 1900 году там на 936 выпущенных автомобилей приходилось 1585 электромобилей! Из общего числа автомобилей США 38% составляли электромобили, 40% – паровые и только 22% – автомобили с двигателем внутреннего сгорания.

Нужно отметить, что и рекорды скорости тех лет принадлежали электромобилям.
18 декабря 1898 года члены Автомобильного клуба Франции зафиксировали первый рекорд – 63,149 км/ч. Через месяц, 17 января 1899 года, -  66,657 км/ч. Затем 70,310 км/ч, и 80,336 км/ч. 4 марта 1899 года машина прошла мерный участок со средней скоростью 92,696 км/ч. 29 апреля 1899 года была достигнута скорость 105,876 км/ч. Таким образом, в списке абсолютных рекордов скорости автомобиля первые шесть строк занимают электромобили. Дальнейший список продолжили двигатели внутреннего сгорания. Правда, в 1902 году электромобиль американца Чарльза Бейкера достиг было скорости 130 км/ч, но потерпел аварию, едва не стоившую жизни претенденту на рекорд.
Между тем малая энергоемкость тяжелых аккумуляторов не могла соперничать с высокой энерговооруженностью двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с углеводородным топливом. Несмотря на свои достоинства, электромобиль не смог выдержать конкуренции с быстро совершенствующимся автомобилем с ДВС, имеющим большую мощность, скорость, надежность и экономичность.       

Электромобили оказались непрактичными и стали использоваться только для локальных перевозок. Но сама идея создания конкурентного электромобиля до сих пор привлекает многие умы, так как потенциальная перспектива за электромобилем сохранилась до ныне. И уже больше века считается наиболее выгодным видом транспорта.

Это, наверное, и всё, что вкратце можно сказать об электромобилях с аккумуляторными батареями.

 

 

Автомобили

Аккумуляторным электромобилям пришлось потесниться, уступив лидирующее место новой технической системе - автомобилям с ДВС, которые оказались более лёгкими и быстрыми.

А скорость передвижения всегда была основным показателем при выборе транспортного средства.

Обращаясь к истории создания автомобиля, заметим для себя то, что автомобиль с ДВС появился несколько позже электромобиля. По данным одних источников автомобиль был создан в 1886 г., по другим – в 1894 г. В данном случае точность не столь важна, так как всё равно наглядно видно, что электромобиль намного старше автомобиля.

Не вдаваясь в технические данные автомобилей и их разновидностей, обращаю внимание лишь на то, что:

  • Добавился рычаг переключения коробки передач и педаль сцепления.

  • Добавились лишние проблемы в виде пожароопасного топлива, постоянно присутствующего в машине, и которое нужно покупать.

  • Добавилось смазочное масло, без которого ехать нельзя, и которое периодически нужно покупать.

  • Добавилась охлаждающая жидкость, без которой двигатель долго не проработает, и которую тоже нужно покупать.

  • Добавились выхлопные газы, которыми нужно дышать не только тем, кто едет в машине, но и остальным людям.

  • Добавилась постоянная вибрация и шум. 

    Всё это – цена, заплаченная только за скорость передвижения. И даже не за комфорт. Так как для комфорта в автомобиле используют электроэнергию.

     

     

Троллейбус

Троллейбус (англ. trolleybus, от trolley – контактный провод, роликовый токоприемник  и bus – автобус), вид городского безрельсового транспорта.  Постоянный ток для питания тяговых электродвигателей поступает от контактной сети

Говоря об электромобилях, обязательно нужно сказать  и о троллейбусах, ибо этот вид транспортных средств тоже старше автомобиля, так как по официальным данным в 1894 г. Карл Фридрих Бенц представил публике первый в мире автомобиль, а троллейбус был создан в 1882г.

 

Вот  уже сто двадцать лет троллейбус не только жив, как вид, но всё это время постоянно используется по назначению. То есть перевозит пассажиров в городах.

Преимущества этого вида транспорта настолько очевидны, что практически не нуждаются в их перечислении, ибо вмещают в себя всё положительное, что имеет электромобиль. А так же солидную (70 км/ч) скорость при полной загрузке. И плюс к этому – троллейбус стал легче электромобиля, так как не возит с собой тяговые аккумуляторные ботареи.

 

Единственный существенный недостаток троллейбусов на сегодняшний день – они не могут обгонять друг друга.


Можно было бы отнести к недостаткам и то, что они не имеют возможности отклониться от контактных проводов, чтобы ехать по другим улицам. Но я этого не сделаю, так как провода можно протянуть в любом направлении, где есть возможность проехать троллейбусу.

 

 

Автобус

1898г.-Изготовление фирмой «ДМГ» первого автобуса

Итак, через 16 лет после появления первого троллейбуса, на улицы города выходит первый автобус.
Внешне автобусы были очень похожими на троллейбус. Только штанг на крыше не было.

 

 

Гужевой транспорт

Говоря об электромобилях, автомобилях, троллейбусах и автобусах, нельзя не упомянуть о самом жизнеспособном виде транспорта, известном нам из далёкого прошлого. О самом экологическом виде транспорта – гужевом транспорте, т.е. о телеге, которую тянет за собой лошадь.

Как бы не видоизменялась жизнь на земле, какие бы технические революции не происходили на земле до нас, а гужевой транспорт жив до сих пор. И вряд ли когда-либо исчезнет вообще из-за своей простоты конструкции, дешевизны, малых габаритов.