100-летие Троллейбусу (1902 - 2002)

"Просматривая историю, мы невольно поражаемся незначительному количеству идей рядом с богатым разнообразием фактов. Одной какой-нибудь идеей живет целое столетие". 

Э. Кастеляр 


 

Первые троллейбусы были несовершенны, но уже в начале XX в. появились более современные, закрытые сверху машины с двумя установленными на них бугельными токоприемниками. В 1901 г. в Германии начали курсировать такие троллейбусы на 12 - 18 мест, с двумя электродвигателями мощностью по 16 кВт и зубчатой передачей.

100-ЛЕТИЕ в этом году отмечает первый отечественный троллейбус. Он был построен на заводе "Фрезе и К" в Петербурге. Троллейбус имел токоприемник в форме катящейся по проводам тележки, соединенной гибким проводом с электродвигателем. Вот что писал журнал "Автомобиль" ¦ 5 за 1902 г. об испытании троллейбуса на территории завода:

"В воскресенье 31 марта, в 3 ч дня во дворе завода "Фрезе и К" в присутствии министра путей сообщения князя М.И. Хилкова и членов Комиссии по вопросу о применении электрической тяги на железных дорогах, шоссейных и водных путях был демонстрирован автомобиль, питаемый током от центральной станции при помощи особой тележки, катящейся по проводам и собирающей с них ток. Тележка, соединенная с автомобилем двойным проводом, передвигается самим автомобилем. Автомобиль, весящий 50 пудов, был нагружен 50 пудами и показал средний расход тока 7 А при 110 В, т.е. 7 х 110 = 770 Вт. При опытах автомобиль легко уклонялся от прямого направления, давая задний ход, и разворачивался. Все детали конструкции автомобиля выработаны графом С.И. Шуленбургом. На испытаниях, кроме вышеупомянутых лиц, присутствовали: инженеры путей сообщения А.Е. Белой, В.И. Шуберский, князь Львов, П.А. фрезе и др.". 
Хотя опыты провели удачно, троллейбус не вышел на линии Петербурга по финансовым причинам.

Инженер В.И. Шуберский предложил грандиозный по тем временам не только для России, но и передовых стран в области электрического транспорта, проект междугородного троллейбусного сообщения по берегу Черного моря между Сухуми и Новороссийском. Краткое содержание проекта он опубликовал в журнале "Сборник Института инженеров путей сообщения Александра I". Публикация основывалась на итогах больших изыскательских работ, проведенных автором на шоссе Новороссийск - Сухуми.

Для осуществления троллейбусной линии Шуберский предложил построить 4 гидроэлектростанции на ближайших горных реках. Контактная сеть напряжением 750 В, согласно проекту, получала питание от высоковольтной линии напряжением 22 кВ. Проектная мощность тяговых двигателей отечественных троллейбусов составляла 28,5 л.с., а расчетная скорость движения - 20 км/ч.

В проекте были учтены даже меры борьбы с обледенением проводов, так как холодные ветры и высокая влажность в районе Туапсе и Новороссийска часто приводили к этому явлению, Проект был разработан с исчерпывающей полнотой и являлся значительным событием в истории развития отечественного электрического транспорта.

Однако этот и другие проекты по многим причинам не были реализованы, а первую троллейбусную линию в Москве открыли только в 1933 г. Идея В.И. Шуберского о междугородной троллейбусной трассе была воплощена у нас в конце 50-х годов XX в., когда пустили в эксплуатацию линию Симферополь - Алушта - Ялта.