Сравнительный анализ Технических Систем

"В недостаточном знакомстве с процессами и подлинной сущностью профессии, а также и с лучшими формами ее организации кроется причина малой доходности занятия"  

Г.Форд

Сравнивать Технические Системы безрельсового транспорта нужно не только между собой.

Каждую систему нужно сравнить с наиболее идиальной системой, которая  наименее дорогая, наименее трудоёмкая, и состоит из наименьшего числа устройств, составляющих эту систему.
Без сомнения всеми этими качествами, кроме, конечно, скорости, обладает Техническая Система гужевого транспорта. Количество материалов, из которых можно построить повозку, может ограничится даже одним видом.

 

ИЭ [ДВ, ТР, РО,ОУ]

 

Теперь сравним все перечисленные Технические Системы (ТС) с ТС гужевого транспорта.

ТС электромобиля, работающего от аккумуляторных батарей, как наиболее старого механизированного вида транспорта после гужевого, и ТС автомобиля, а так же ТС автобуса по сути одинаковы. Во всех трёх системах Источник Энергии и Орган управления находятся в самой машине:

 

[ИЭ,ДВ, ТР, РО,ОУ] 

 
Меняются лишь Источник Энергии, Двигатель и Трансмиссия. Происходит изменение каких-то параметров и/или совершенствование отдельных элементов конструкции при сохранении неизменной самой Технической Системы.

И только лишь в одном рассматриваемом случае изменена по сути вся ТС - это троллейбус. Источник Энергии находится вне этого транспортного средства.

 

ИЭ  [ДВ, ТР, РО,ОУ]


Как ни парадоксально звучит, но Технические Системы троллейбуса и телеги с лошадью похожи, почти, как две капли воды. Ведь из пяти элементов, составляющую их Техническую чистему, все пять одинаково расположены лишь у них.

Техническая Система гужевого транспорта на сегодняшний день самая простая, ибо имеет необходимый минимум устройств, обеспечивающих потребность человека в передвижении.

Однако хоть эта ТС и проста сама по себе, но когда-то она имела развитую над-систему, включающую в себя множество средств передвижения, обеспечивая практически все нужды человека в преодолении расстояний.

Это и дорогой вид индивидуального передвижения: покрытые золотом колесницы и кареты. Это и общественный транспорт для перевзки пассажиров: конка, дилижансы. Это и зимний вид транспорта на санях. Так же городская и сельская инфраструктура развивалась с учётом потребностей гужевого транспорта. Это построенные вдоль дорог через определённые расстояния постоялые дворы с возможностью поменять лошадей. Почтовые станции, имеющие в своём распоряжении гужевой транспорт, и т.д.

Автомобиль, заменивший гужевой транспорт на дорогах, со временем перенял и занял так же и над-систему (АЗС, автостоянки, мотели, гостиницы, и.д.).

Техническая система и над-система гужевого транспорта существует уже не одну тысячу лет, являясь для нас неоспоримым примером ТС, близкой к идеальной. Поэтому и всякая подобная ей ТС так же будет наиболее лёгкой, простой, дешёвой, близкой к идеальной.

Все системы, которые имеют в себе Источник Энергии или возят его с собой, потихоньку «отмирают». Или используются крайне ограниченно или редко.

Примеров этому достаточно много. Самовар с сапогом или утюг на углях, которыми пользовались в принципе ещё совсем недавно. Паровые машины, приводящие в движение различное оборудование. Дрели, пилы, молотки, ножницы, и т.д. Все эти устройства и приборы стали пользоваться централизованным внешним источником энергии, электричеством. Строительная техника, башенные краны, трамваи, электропоезда, да просто любая современная квартира – везде использование внешних Источников Энергии.

Поэтому автомобили, автобусы, тепловозы, то есть в первую очередь транспортные средства, которые не пользуются внешним источником энергии, а возят его с собой, или «отомрут», уйдя на второй план, как это когда-то произошло с аккумуляторными электромобилями, или будут пользоваться внешним Источником Энергии. Летательные аппараты, водный транспорт тоже изменят свои ТС, перейдя на использование внешних источников энергии. Ведь и у самого современного самолёта ТС ни чем не отличается от ТС первого электромобиля, которого обогнал, а затем «прогнал» с дорог автомобиль.

У самолёта так же один корпус, вмещающий все элементы, составляющие Техническую Систему: ИЭ (бензин, керосин, и т.д.), Дв (ДВС, турбовинтовой, реактивный, и т.д.), Тр (ремень, кардан, коленвал, и т.д.), РО (винт, реактивный движитель), ОУ (педаль, штурвал, гидравлика, и т.д.). Изменения претерпевают лишь различные составляющие Технической Системы. Становится более мощным двигатель, более лёгким управление, улучшается трансмиссия и т.д.

Пример технической системы гужевого транспорта отражает ещё одну интересную особенность. Орган управления этой системы включает в себя два варианта:

  • Можно управлять непосредственно сидя на телеге, и есть возможность управления движением, находясь вне телеги. При этом используется одно и то же средство управления, то есть вожжи. Это первый вариант управления.

  • Второй вариант управления – дистанционный, безпроводный - осуществляется голосом.

Нужно учитывать и то, что современная система использования автотранспорта, - это качественно улучшенная  система гужевого транспорта, которая имела в своём парке множество транспортных средств различного назначения: телеги, повозки, кибитки, кареты, дилижансы, сани, дровни и т.д., то есть средства для перевозки грузов и средства для перевозки пассажиров. Имела так же сеть дорог и постоялых дворов с возможностью ремонта транспорта, отдыха, и питания пассажиров.

Электромобили, появившись в единичном исполнении, привлекли внимание людей, которым было «не с руки» заниматься лошадьми, чтобы иметь средство передвижения. А желание и стремление ехать быстрее, чем этого может дать лошадь, повлекло развитие автомобилестроения.

Автомобили со временем стали более совершенными, но более сложными и дорогими. Оставаясь при этом всё такой же Технической Системой, которая была при создании первого электромобиля -

 

[ИЭ,Дв, Тр, РО, ОУ].

 

И существенно отличаясь от более идеальной технической системы гужевого транспорта:

 

ИЭ, Дв [Тр, РО] ОУ.

 

Так что, сравнивая Технические Системы транспорта для перевозки людей и грузов, существующие сегодня, можно говорить о том, что увеличение количества и сложности элементов, составляющих конструкцию транспортного средства (автомобиль, электромобиль, автобус, грузовое авто), повышение различных затрат на изготавление и покупку, обслуживание и хранение, т.е. дороговизна, не только не могут происходить до бесконечности, но и вообще дальнейшее развитие Технической Системы, далёкой от идеальной, дело заведомо неверное.

В направлении, неверном по своей сути, увлекло конструкторов и изобретателей желание «Независимости на дорогах» и стремление к повышенным скоростям передвижения. А так же стремление к высоким прибылям от продаж высокоскоростных и мощных автомобилей.

Но сейчас ситуация несколько изменилась. За последний век люди привыкли к скоростям. Повсеместно, во всех странах, вводят даже ограничения на скорость передвижения автотранспорта. Скоростной потенциал транспорта до конца ещё не исчерпан. И в связи с этим рано говорить о повсеместном применении транспортных средств с повышенными скоростными параметрами. В городах скорость движения ограничена 50 – 60км в час. Но средняя скорость передвижения автотранспорта по городу почти в два раза ниже максимально разрешённой.

Из выше приведённых примеров транспортных Технических Систем видно, что уже более ста лет существует Техническая Система, подобная гужевому транспорту – это троллейбус! А так же трамвай, метро, электрички, электровозы, которые тоже пользуются внешним Источником Энергии!

Так, на сегодняшний день самый перспективный для развития вид транспорта –

 

Транспорт, получающий питание от внешнего источника энергии
Из безрельсовых видов транспорта - это троллейбус.