Нужды и формирование потребностей

"Разговор и слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в умении перехода от слова к делу, в их согласовании".

Д. Менделеев

 

 Рыночная эйфория, охватившая многие страны, обогатила общественное сознание рядом новых понятий. Наряду с понятием "рынок", существующим с незапамятных времен, и понятием "рыночная экономика", с которой ассоциируется капиталистическая система производства и обмена, в них приобрело распространение и популярность понятие "рыночные отношения". Что это такое?

Многие идеологи-рыночники толкуют рыночные отношения не только как отношения в сфере торговли и обмена товарами, но и как определенный тип производственных отношений и как систему общественного строя.

 Здесь рыночные отношения являются синонимом общественных отношений, т. е. из категории экономической они превращаются в общесоциологическую категорию. Правомерно ли такая подмена понятий? Поскольку перенос понятия "рыночные отношения" на оценку производственных отношений означает попытку поставить производную от форм собственности часть производственных отношений (торговля) в роль определяющего компонента, то это в действительности выражает сознательную фальсификацию материалистического понимания истории, когда по образу народного сознания "не собака вращает хвостом, а хвост вращает собакой".

Главный лозунг рыночной экономики - все на продажу: материальные ценности, честь, совесть и достоинство граждан. Главная потребность, формируемая рыночной экономикой - потребность подешевле купить, подороже продать.

Изучение потребностей человека убеждает в том, что совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние на поведение человека, на его реакцию на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор смысла жизни и путь индивидуального развития.

Разумные потребности, которые в наибольшей степени формируют людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших воспитательных усилий, концентрации воли, характера.

Поскольку потребность в транспорте – одна из основных потребностей человека, то нельзя подходить к этому вопросу необдуманно. И в связи с тем, что общественный транспорт в какой-то степени должен восполнить потребность людей в мобильных средствах передвижения, то рыночная экономика, где главное правило – высокая прибыль, самая прибыль и ещё раз прибыль, по отношению к своим согражданам, которые вынуждены передвигаться по городу, не самый лучший подход.

Много лет бытовые условия жителей западных стран, автомобили, а также развитый общественный транспорт, были тем идеалом, к которому стремились другие страны. И все достижения и успехи сртаны всегда сравнивались с уровнем жизни на Западе. Так формировался и воспитывался уровень ценностей многих народов.

Поэтому рационализируемые транспортные системы должны формировать не столько поклонение перед западными производителями, приобретая только их товары, но в большей степени самоуважение и чувство собственного достоинства населения, которое зиждится на уважении и заботе, проявляемой именно к своим жителям. Которое должно проявляться как минимум в том, чтобы не разрушать привычек потребителей, сформированных на протяжение не одного десятка лет, но по-возможности разнообразить транспортные услуги, увеличивая протяжённость уже имеющихся маршрутов или добавляя новые, тем самым побуждая людей к активности.

Активность человека имеет своим источником потребность. Поэтому изучение природы человеческих потребностей дает нам ключ к пониманию активности человека, в том числе и творческой.

Потребность - феномен всегда психического,  субъективного мира, мира межчеловеческих отношений.

Потребности составляют основу собственно психики человека. Установление новых отношений "проясняет" нужды и порождает новые потребности человека, лежащие в основе психического развития.

    В связи с этим, одной из главных задач для психологов, изучающих нужды и потребности человека,  является классификация объективных нужд и рассмотрение процесса их психического отражения в форме потребностей.

Человеческие нужды - чувство настоятельной необходимости удовлетворения основных надобностей.

 

 Люди нуждаются в пище, одежде, чувстве безопасности, ощущении принадлежности к группе, уважении.


Кроме того, всем нам настоятельно необходимы отдых, образование и развлечения.

 В наше время все эти нужды невозможно восполнить без помощи транспортных средств. Особенно эта потребность актуальна в больших городах, где имеются значительные расстояния между требуемыми объектами и местами жительства людей. Поэтому психологи всё чаще относят транспорт в перечень основных потребностей (пища, одежда, и т.д.).

Искусственно созданная Верховной Властью страны ситуация, при которой граждане, которые внутренне желают и по состоянию здоровья могут управлять транспортными средствами, не имеют возможности приобрести в своё личное пользование автотранспорт, поставляемый на рынок страны многими автопроизводителями, является тормозом в обеспечении потребностей населения.

Невосполненная потребность влечёт за собой неудовлетворение в жизни и замену положительных потребностей на отрицательные и даже извращённые потребности. Не имея возможности общаться между родными, близкими и себе подобными людьми из-за того, что преодоление расстояний занимает много времени и/или средств, потенциальный потребитель транспорта заменяет его на другое средство, способное вызвать переживания – алкоголь, наркотики, азартные игры, и т.д.

Наиболее общая потребность, формируемая техническим прогрессом и овладевающая большими слоями населения - это потребность в комфорте в широком смысле этого слова: в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций.

Особо следует сказать о разумности и условиях формирования потребностей комфорта.

Во-первых, о средствах транспорта. Вряд ли можно считать разумной потребностью в высокоскоростных средствах передвижения. Эта вынужденная потребность формируется и навязывается собственниками крупных капиталов, ищущих способы вложения этих капиталов на значительных расстояниях от населённых пунктов. И вообще, высокоскоростной транспорт (поезда, автомобили, самолеты) более чреват катастрофами и тяжелыми последствиями этих катастроф. Пример - катастрофа высокоскоростного пассажирского поезда под Ганновером в 1998 году, в результате которой погибли 200 человек и вызвавшее распоряжение правительства об ограничении скоростей на железной дороге до 100 км/час.

Нововведения в обеспечении комфорта должны проходить социально-гуманистическую экспертизу перед внедрением в массовое производство. Нововведения не должны навязываться населению по всем каналам информации; надо обеспечить абсолютно свободный выбор этих потребностей, сделать их доступными для массового потребителя.

 

Богатство человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В не меньшей степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности.


 Потребности порождают спрос. Спрос — потребности, подкрепленные материальными возможностями потребителей. Спрос можно изучать, подсчитывать, прогнозировать и планировать.

Так, потребность населения в автомобилях возрастает с каждым годом. Но из-за низких материальных возможностей потребителей – спрос на них не велик. К этому нужно добавить и то, что местные власти не стремятся к тому, чтобы население городов максимально восполняло потребность в личном автотранспорте. В некоторых случаях муниципальные власти идут на прямой конфликт, стараясь «отбить» желание у жителей иметь личное средство передвижения, вводя запреты, касающиеся въезда и парковки автомашин. И всё настойчивей навязывается населению общественный транспорт, который пользуется спросом в основном у малообеспеченных жителей.